СЁСТРЫ ИЛИ СОПЕРНИЦЫ ?
(Непредвзятые заметки об истории одного весьма странного противостояния)
Каждый день средства массовой информации выплёскивают на читателей, слушателей и зрителей поток самых разнообразных гороскопов. Гороскопы эти, как правило, пользуются устойчивым спросом и, по-видимому, большая часть обывателей таки хоть иногда да прислушивается к публикуемым там рекомендациям. Не прислушиваются к ним только профессиональные астрономы, считая астрологические предсказания антинаучными, а значит, и не заслуживающими доверия. Ведь ни для кого не секрет, что между астрономией и астрологией взаимоотношения нынче, мягко говоря, достаточно натянуты. То есть, по сути дела, они относятся друг к другу как две малознакомые соседки из одного подъезда: если даже когда и поздороваются ¾ то холодно и без особого уважения. Однако же, оказывается, этот плохо скрываемый антагонизм существовал между ними отнюдь не всегда, а возник исключительно в последних два-три столетия.
С глубокой древности и приблизительно до конца средневековья эти две научно-естественные дисциплины росли и развивались почти как близнецы. То есть внешне они вообще-то мало отличались друг от друга, живя в любви и согласии. Так, древние звездочёты, изучавшие движение небесных тел, без особых зазрений совести увлекались заодно и астрологией. Причем последним таким "астрономо-астрологом" был как раз, по всей видимости, легендарный Иоганн Кеплер, открывший для мировой науки три закона движения планет, названных чуть позже его именем. Однако начиная уже примерно с середины 17-го века - по мере того, как увеличивался объем истинно астрономических знаний - астрология постепенно всё более теряла свой вес в обществе, поскольку основные её познавательные методики практически перестали совершенствоваться. И хотя современные историки науки зачастую безапеляционно утверждают, что астрологи якобы всего лишь паразитировали на знаниях, полученных астрономами, но, как мы с вами вскоре убедимся, такая категорическая постановка вопроса вряд ли отвечает действительному положению вещей.
В частности, на седую древность сокровенных знаний о движении звезд, планет и Солнца косвенно указывают некоторые редкие старинные рукописи. К примеру, еще Симплиций приводил убедительные данные о том, что Аристотелю втайне были переданы таблицы астрономических наблюдений, которые до этого велись почти целых два тысячелетия. Еще дольшие по продолжительности наблюдения неба нужны были для установления периода прецессии земной оси, равного 25 868 лет, о котором упоминает Плутарх в «Жизни Суллы». А Диогену Лаэртскому вообще удалось доказать, что египтяне успешно занимались астрономическими вычислениями за 50 тысяч лет до эпохи Александра Македонского!
В то далекое время знания о движении небесных тел были наделены, как бы сказали сегодня, грифом "совершенно секретно". Их использовали жрецы для предсказания сезона дождей, новолуний и полнолуний, для определения момента начала полевых работ. Вполне по силам им было также прогнозировать, скажем, грядущие социальные конфликты (войны, эпидемии, стихийные бедствия), возникновение и миграцию новых рас и народов и т.п. Эти знания были настолько важны для правящей политико-религиозной верхушки, что никогда не записывались на твердом носителе, а передавались в виде строжайшей тайны от учителя к ученику - только «из уст в уста». Владели же этими знаниями особо доверенные персоны, так называемые Посвященные. Таким образом, в доисторические времена, по мнению Е.П. Блаватской, единолично гордо владычествовала именно наука астрология, тогда как астрономические наблюдения за планетами служили лишь вспомогательным субстратом, в котором держались ее корни. А величайший французский математик Анри Пуанкаре вообще был убеждён, что основная идея астрологии ¾ взаимосвязь всего со всем ¾ позволяла людям видеть порядок и гармонию там, где прежде они замечали лишь произвол и действие непредсказуемых сил. «В итоге трудно даже себе представить, в какой мере вера в астрологию оказалась полезной для человечества!» - писал он.
* * *
Как же могло случиться так, что родные, казалось бы, сёстры, вместе начинавшие свой исходный путь к познанию Космоса, в конечном итоге разошлись, заняв на сегодняшний день идеологически противоположные позиции?
Если говорить по сути, то основной упрёк в адрес астрологов состоит в том, что они-де для расчета положений планет и Солнца относительно звезд используют таблицы, составленные много тысяч лет назад, не внося в них никаких коррекций. Тогда как хорошо известно, что прецессия земной оси приводит к постоянному изменению звездных координат, вследствие чего зодиакальные созвездия за прошедшие тысячелетия неузнаваемо уже изменили прежнее свое положение. Что ж, казалось бы, аргумент и вправду более чем убедительный! Но, к превеликому сожалению, мои уважаемые коллеги не знают, что астрологи работают не с зодиакальными созвездиями, а со знаками Зодиака. А это как раз далеко не одно и то же!..
В частности, если очень сильно упростить ситуацию, то Знаки Зодиака можно представить как выделенные в пространстве Галактики особые направления (всего их будет 12), по которым на Землю проникают Лучи разного качества. Положение источников Лучей не зависит от положения земной оси, т.е. не подвержено влиянию прецессии. Под Лучами в данном случае подразумеваются особые космические энергии, не известные пока нашим ученым. Солнце в своем годичном движении (или другие планеты) по очереди проектируется на разные Знаки Зодиака. В течение года наше светило взаимодействует с 12 Лучами и таким образом каждый месяц на Тонком плане посылает на Землю разные энергетические воздействия. Так что, получается, что тот Луч, под которым на Земле родилась какая-либо особь, должен будет доминировать на протяжении всей дальнейшей жизни этого существа.
Отсюда, думаю, становится вполне понятно, почему эта основополагающая астрологическая концепция не может быть адекватно воспринята современной наукой, которая ничего не ведает, да в принципе, и не хочет знать ни о Лучах, ни о Тонких энергиях, ни о Космических циклах, управляющих эволюцией звёздных систем.
Но где же всё-таки скрыты первозданные глубинные истоки древнейшего астрологического знания? По мнению упомянутых уже выше теософов, они, видимо, были позаимствованы (причем ещё во времена Атлантиды) непосредственно от высших вселенских иерархов.
И тем не менее «подлинная эзотерическая традиция, увы, мало уже доступна современным астрологам; ключ к ней хранится у Великих Учителей и они открывают его своим самым близким ученикам, да и то, если миссия их нуждается в этом. Ведь знание тайных вычислений эзотерической астрологии в руках злобных или безответственных духов повергло бы мир в разрушение", - так, в частности – и, конечно же, не без резона - считала незабвенная основоположница «Живой Этики» Елена Ивановна Рерих.
Так что вопрос о неминуемом грядущем слиянии двух великих учений о Космосе следует, очевидно, рассматривать только лишь в рамках тесного концептуального синтеза науки и религии. Причем синтез этот вовсе не означает, что место в лаборатории ученого займет, допустим, священник, а с церковных амвонов будут читаться лекции по сопромату. И всё же, на мой взгляд, первыми реальными шагами навстречу друг другу должны тут стать одухотворение науки, с одной стороны, и перевод религиозной пропаганды на почву научных фактов - с другой. Ибо сегодня в своих звёздных обсерваториях нам все чаще и чаще приходится наблюдать феноменальные природные явления, которым принципиально не может быть дана надлежащая интерпретация в рамках одной лишь голой материалистической доктрины. Ведь если астрономию многие справедливо называют овеществленной поэзией Космоса, то в таком случае астрология ¾ это его полноправная духовная компонента. Вот почему «Живая Этика» относит астрологию к прогрессивным наукам будущего!
Александр Пугач, ведущий научный сотрудник Главной астрономической обсерватории НАН Украины.